Интернет магазин шабонов
Форма входа

Статьи сайта

Как могут выглядеть web-сайты через 3-5 лет

Всем привет.
В сегодняшнем обзоре я решил сделать несколько предположений, какими могут быть web-сайты в ближайшем будущем – например, через 3-5 лет, как они могут измениться.

Для начала попробуем сделать исторический срез, потом посмотрим на текущую ситуацию, профильтруем всю информацию и немного включим фантазию. Предпосылок к эволюционному скачку уже много, так почему бы не шагнуть дальше? Будет интересно почитать эти предположения несколько лет спустя, и посмотреть, сбылось ли что-нибудь.

Немного истории

Более 20 лет назад
В начале 90х годов прошлого столетия (всего-то 24 года назад) один из создателей Всемирной Паутины Тим Бернерс-Ли представил научному сообществу первый браузер WorldWideWeb (WWW, позже Nexus), позволяющий просматривать связанные линками текстовые файлы. Тогда же он опубликовал первый в мире веб-сайт – страничку, где он рассказывал о своем браузере. По ссылке можно посмотреть, как она выглядела – куча текста, несколько линков.
Остальные сайты, появившиеся в те времена, тоже были очень практичны и больше напоминали текстовые документы. Максимум информации на каждый пиксель. Минимум картинок для экономии места и трафика. Сайтов было мало, интересных и того меньше. Поэтому пользователи, если уж находили интересную для себя информацию, то очень внимательно всё читали, изучали вдоль и поперек.

15-20 лет назад
Эра очень плохого дизайна. Яркие фоны, яркие шрифты, и анимированные гифки, взрывающие мозг. Все пытались выделиться и стать заметнее на общем фоне, как при этом воспринималась информация — практически не имело для дизайнеров особого значения.

10-15 лет назад
Существенное улучшение дизайна. На сайтах стало появляться множество красивых картинок и глянцевых элементов. За клиентов стали бороться, поэтому нужен был контент, который позволит задержать внимание. Развивается функциональность, улучшается пользовательский интерфейс. Если грубо сравнивать, то сайты из «газет» превратились в «красочные журналы». Да и доступ в интернет стал лучше и шире, что позволило «утяжелить» сайты нормальными картинками.

5-10 лет назад
Многие сайты превратились из «просто красочных журналов» в «глянцевые журналы». Красивые картинки заменили собой смысловой текст. Сайтов стало такое количество, что многие пользователи перестали вчитываться в существующую информацию. На текст теперь смотрят буквально по несколько секунд, а если глаза не «зацепились» за нужные слова или картинки, то сразу переходят дальше. Благо Яндекс предлагает еще 100500 схожих по тематике вариантов.
Тогда же зародилась эра мобильного веб-дизайна, которая позже получила свое развитие. Компании стали создавать мобильные веб-сайты и разрабатывать приложения.

0-5 лет назад
Текста на сайтах становится меньше, больше воздуха. Дизайн все более стильный, а текст превращается в сплошные заголовки и лозунги. Шрифт крупный, смысл прямой, никакой воды. Развивается функциональность, улучшается пользовательский интерфейс. Полная адаптация под мобильные телефоны и планшеты. Появляется куча виджетов и приложений.



Конечно, эта картина нарисована мной очень грубо и упрощенно — сайты бывают разные, для разных людей и целей. Это просто некая общая тенденция для коммерческих сайтов. Тренд, который в принципе прослеживается довольно явно.

Сегодняшний день — предпосылки

Видео-ролики
С какого-то времени стал замечать, что на сайтах стало появляться больше видео-роликов. И акценты на них стали перемещаться со стороны вспомогательного контента в сторону основного. Я все понимаю про увеличение скорости интернета, развитие YouTube и т.д., но все-таки… с маркетинговой точки зрения – многие пользователи практически перестали читать текстовые блоки на сайтах.
А видео смотрят довольно активно, гораздо активнее, чем читают тексты. Может быть потому, что это ново и интересно. Нормальные ролики по 20-60 секунд способны донести необходимую информацию до человека и сделать это максимально простым для восприятия способом. По аналогии: чтение книг против просмотра развлекательных телепередач по ТВ.

Онлайн консультанты на сайтах (текстовые, отвечают «живые» люди)
Их становится все больше и больше. Они зачастую слишком навязчивы и хочется поскорее их закрыть. Но для владельца сайта – это реально мощный и рабочий инструмент взаимодействия с клиентом, если им грамотно пользоваться. В конце концов, можно настроить чат как угодно – чтобы появлялся перед пользователем только после большого числа внутренних переходов, или долгого пребывания на сайте, а значит и явного интереса к компании. У нас самих стоял одно время такой онлайн-консультант и больше всего интересов, а потом и заказов, пришло именно через него.
К чему это все приводит? К тому, что сайт превращается из одностороннего (прочитал) в двусторонний (прочитал, спросил, ответили) канал взаимодействия с пользователем. У сайтов появилась интерактивность.



Персональные виртуальные ассистенты (мобильные устройства)
Это Siri на iOS, Cortana у Microsoft, Google Now и еще десятки других сторонних приложений на Android.

Производители мобильной техники стараются сделать так, чтобы мы относились к своему устройству, как к виртуальной личности – персональному помощнику на все случаи жизни – для того, чтобы мы никогда с ним не расставались и еще больше от него зависели. Но виртуальные ассистенты существуют пока на зачаточном уровне и не всегда обращение к ним за помощью оправдано. Что мы можем сейчас попросить их сделать? Узнать «Какая погода в Питере?» или «Позвонить Маше» — так это можно сделать и классическим способом. Другое дело задать голосом поисковый запрос, находясь за рулем, или сказать адрес в навигатор, в таких случаях распознавание речи в мобильном устройстве оправдано и в принципе достаточно удобно.
Сегодня виртуальные консультанты в мобильных устройствах – это «проба пера», чтобы нащупать их реальный потенциал. Вспомните, когда мы им пользуемся… зачастую, для баловства, чем реально удовлетворить свою потребность в информации, которую он может нам дать.

Видео-гиды на сайтах
Это тоже один из способов завладеть вниманием пользователя и передать какую-то важную информацию. Видео-гиды довольно интересны и эффективны, если их грамотно применять. Они способны реально «упростить» сайт и сделать его удобным для «потребления».
Довольно удобно и то, что внедряются они на сайт очень легко, как виджеты, которые работают поверх основного сайта. Но с ними пока нельзя поговорить – это просто заранее записанные видео-ролики.



«Аватары»
Недавно появившаяся технологическая смесь видео-гидов, персональных ассистентов и онлайн консультантов. Виртуальный анимированный персонаж, который «живет на сайте» и способен консультировать пользователей по тематике сайта. С ними можно переписываться, а можно общаться голосом. Текстовый, например, есть на сайте Икея. Голосовых в «продакшене» я еще пока не видел, а вот пилотные проекты уже есть.
Мне кажется, что это направление должно развиваться в сторону мобильных устройств. Если экран маленький, то по ссылкам ходить не очень удобно, а тут и перчатки снимать не нужно. Зашел, например, на сайт банка, вызвал «Аватара», задал ему вопросы, а он тебе озвучил ответы, сразу открыл нужную страницу на сайте с необходимой информацией, или отправил на e-mail письмо с анкетой на кредит.
Только навигация (построение диалогов) должна быть очень продуманной.



На рисунке вариант «Аватара» для интернет-аптеки.

Распознавание речи
Сейчас «бум» на технологию распознавания речи. Весь мобильный мир активно занимается этой темой.
Качество распознавания речи становится все лучше и лучше. Зачем это делают? С одной стороны можно прекрасно обойтись без распознавания речи. Мне, например, текст на клавиатуре мобильного устройства с экраном 5” (дюймов) достаточно комфортно набирать классическим способом, особенно используя современные «слитные» способы набора. Хотя это больше дело привычки.
Но! Наступает эра носимой техники. Посмотрите, сколько анонсов в последнее время умных часов, умных очков, браслетов и даже одежды. Почти все значимые компании в этой индустрии, что-то представили, или хотя бы обозначили свой интерес. Как вы будете ими управлять? Только голосом, на них нет места физической клавиатуре. Это целое поле для развития настоящих систем голосового управления.

Но перейдем, наконец, к основной теме моей статьи. К ближайшему будущему.

Будущее
Как же могут выглядеть web-сайты через 3-5 лет? Вернее, какими они могут стать? А ведь могут. Сейчас уже есть для этого все технологические возможности. Дело скорее за распространением новых гаджетов, ведь сейчас эра постПК.
Итак, представьте, что весь сайт выглядит как ваш персональный ассистент, который находится в тематическом контексте.

Вот так, например, может выглядеть сайт банка.



А так – сайт интернет-аптеки.



Представьте, что вы заходите на сайт ресторана.



Визуально вы оказываетесь в холе, где вас встречает метрдотель. Он голосом спрашивает: «Чем я могу Вам помочь?», вы отвечаете: «Покажите, пожалуйста, ваше меню». Он подводит вас к стойке и показывает меню, вы его листаете. Затем вы говорите: «Можно посмотреть вашу кухню?», он отвечает, что «да» и делает вам экскурсию по кухне.

Т.е. весь сайт – это как интерактивный видеофильм, где с вами голосом общается персонаж.
Технически это сотня коротких видео-роликов и голосовая навигация по ним.

Можно ли такой сайт сделать без распознавания речи? Можно. Но тогда он не будет отличаться от уже существующих сайтов, потому что потребуется текстовая (знаковая) навигация. Будет чуть больше интерактива, но и все.

Можно, конечно, вспомнить распознавание от Google или Яндекса. И вы будете правы. Если прикрутить его к сайту, оно, конечно, будет работать. Но дело в том, что представленное ими распознавание речи работает только по общей голосовой модели. А значит нельзя конкретно обозначить предметную область, в пределах которой необходимо осуществить распознавание. Ему все равно, говорите вы про ресторан или космический корабль, а значит, есть вероятность глупых ошибок при произношении схожих слов или в сложной акустической обстановке. Вы не сможете ему задать контекст для распознавания и указать голосовую модель, в пределах которой необходимо работать, а это будет влиять на точность распознавания.

Поэтому если и делать такие проекты, то лучше выбирать профессиональные инструменты распознавания речи, которые позволяют не только самостоятельно формировать языковые модели, но и полностью управлять всем процессом. Есть ли сейчас такие технологии? – Есть! И главное — они доступны для массового внедрения и промышленной эксплуатации.

Хотя в любом случае пока все это только зарождается.

Источник: http://habrahabr.ru/company/speechpro/blog/247107/
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.